Sic transit gloria mundi...
или особенности трудоустройства на диком Западе 
  


(Рассказ нашего калифорнийского одноклассника)

Всё нижеизложенное - из моего собственного жизненного опыта (хотя названия компаний и изменены, из не вполне понятно мне самому каких соображений).



Началось всё с того, что в 1997 году мы (я и моя семья - жена и трое детей) получили канадское гражданство. И очень скоро после этого у меня было два предложения работы от двух известных американских компаний из Калифорнии (Crysco Systems и Accent Communications). Оба предложения были на одну и ту же примерно зарплату, но по ряду причин я выбрал Accent (в основном, потому что мне понравилась атмосфера - как бы сумасшедшего дома, в котором больные заменили врачей - чувствовалось, что работать там будет очень интересно и в то же время весело).

Конечно, это было время интернетовского бума - волна ещё только нарастала, и казалось, что цены на бирже могут идти только вверх, а будущее прекрасно и удивительно. Я стал одним из примерно сорока инженеров-программистов. Заказчики вырывали сырые продукты из рук, кризисы разражались ежедневно. Один из моих сослуживцев сразу меня предупредил, что по необъяснимым причинам наиболее серьёзные проблемы у заказчиков случаются по пятницам, и поэтому по вечерам в пятницу любого попавшегося на глаза инженера директор может послать в командировку "на объект" - с вылетом через три часа, на "red eye flight" - то есть, это когда лететь надо в ночь, и по прилёту глаза от бессонной ночи становятся красными.

Другой коллега, ставший впоследствии моим хорошим приятелем, рассказал, как он за три дня побывал на объектах в Германии, Франции и Бельгии, и утром следующего дня заснул в лаборатории очень важного заказчика в Лондоне. Представители заказчика были явно шокированы, но приятелю моему дали поспать пару часов (а может, просто не могли разбудить), после чего он решил все их проблемы и выехал в аэропорт, - аккурат чтобы успеть к самолету и на следующее утро на работу...

Я упоминаю это, чтобы передать атмосферу компании - в ней совсем не было ненужных винтиков и бездельников, она не занималась проектами, которые могут провалиться - потому что любой провал мог оказаться последним, как ошибка сапёра. Каждый тянул, как бурлак на Волге, изо всех сил, и каждый мог почувствовать, что если он перестаёт тянуть - баржа вдруг замедляется или идёт куда-то не туда. И это было как велосипед - останавливаться нельзя - упадёшь!

...Через два года в компании работало больше двухсот программистов - в Калифорнии, Иллинойсе, Нью Джерси, Шотландии, Франции, Австралии и Индии. Теперь уже в компании присутствовало и изрядное количество "кипучих бездельников", и откровенных лоботрясов. Но подоспел разгар консолидации в области высоких технологий, и на нашу компанию "положил глаз" гигант индустрии Loosend.

"Свадьба" была очень пышной. Шоу было поставлено профессионалами высокой квалификации - был телемост, соединяющий штаб-квартиры обеих компаний, с экранами во всю огромную сцену и станциями спутниковой ретрансляции во дворе; аплодисменты по указке режиссёра, песни о труде. Все присутствующие получили в подарок солнечные очки, потому что будущее было просто невыносимо сияющим.



Как оказалось, этот апофеоз (случившийся летом 1999 года) был началом конца. Вскорости выяснилось, что объявленные темпы финансового роста Loosend'a были несколько завышены, и компания начала терять деньги. Сначала большие, а потом - очень большие, по нескольку миллиардов в квартал. Прошло ещё три года...

Я к этому моменту работал в группе развития передовых технологий, в которой были люди из Шотландии, Иллинойса, Огайо и Калифорнии. Проект был обречён с самого начала. Мы (я и ещё пара представителей "старой гвардии") пытались спорить и взывать к здравому смыслу, но всё было совершенно бесполезно и безуспешно. В какой-то момент один из коллег сказал мне "Сome on, life's too short to fight these battles!", и я для себя решил, что больше года это вряд ли продлится и закончится показательным провалом, но что делать, - хоть это и не профессионально, а деньги зарабатывать всё равно надо.

Интересно было наблюдать политические баталии - серия презентаций проекта внутри компании и потенциальным заказчикам прошла на ура, и нам сказали, что на год вперёд финансирование нам обеспечено.

Через три месяца компания в очередной раз объявила о миллиардных квартальных убытках. Закрыли отделение в южной Калифорнии. Один из уволенных, хороший инженер, получил возможность перейти на один из двух проектов - наш или другой, менее "агрессивный". Он, не задумываясь ни секунды, выбрал нашу "новую технологию", и сумел присоединиться к нашей группе. Дело было 30 сентября 2002 года.

Я где-то слышал выражение, что слухи распространяются как bush fire. Так оно и было в нашем случае - через несколько дней стало ясно, что проект решили закрыть полностью, а из всего бывшего Accent'a останется несколько человек. Как оказалось - решение о закрытии было принято тоже 30 сентября. За две недели до "рокового дня" все знали, что 17 октября с нами будет "покончено". Я хоть и старался относиться к ситуации философски, все же тоже сильно занервничал, и даже пару раз просыпался ночью, что практически никогда со мной не случалось. Начал лихорадочные попытки найти другую работу, и выяснилось, что с работой очень непросто.



Утро 17 октября запомнилось надолго. Как всегда, еще дома, собираясь на работу, первым делом я включил компьютер - но на этот раз хотел посмотреть, закрыли ли мне доступ к сети компании или ещё нет.. Компьютер этот я взял на работе, ещё в те далёкие годы, когда приходилось "тянуть баржу" и много работать из дома по ночам и выходным. И вот, в то "последнее" утро я включаю компьютер - и он не включается! Я так и не понял, что вышло из строя, это не важно - меня больше всего поразил сам факт - точно в день увольнения компьютер, выданный увольняющей фирмой, загнулся! Ну не мистика ли это? Я был и так далеко не в приподнятом настроении, а после этого происшествия и вообще упал духом.
Но неудовлетворённое чувство любопытства продолжало давить, и я включил лаптоп. Против всякого ожидания, я смог подключиться к сети, и выяснилось, что меня даже ожидает электронное письмо от одного из вице-президентов компании. "Наверное благодарит за службу и желает творческих успехов, сволочь," - подумал я.

В этом письме (посланном неидентифицированной группе людей) говорилось о том, что нас решили перевести на старый проект (на котором я работал первые четыре года). Я почувствовал себя как выведенный на расстрел заключённый, которому в последний момент сказали, что он помилован... Потом было общее собрание компании, звучали душераздирающие выступления бывшего руководства Accent'a среднего уровня (высшее руководство к тому времени уже давно пожинало плоды своего успеха), и щемящее чувство вины перед уволенными коллегами (как выяснилось, в английском корпоративном языке для этого даже существует выражение: survivor guilt).

Короче говоря, из всего бывшего Accent'a осталось 10 человек программистов, из почти двухсот. Наша задача - поддерживать тлеющий огонь нашего старого продукта и каждый квартал ожидать полного закрытия, если даже в таком составе мы не сможем обеспечить прибыльность. Надо сказать, что обеспечить прибыльность - это очень проблематично, так как критическая масса экспертизы (если так можно выразиться) в принципе утрачена. Ведь над этим продуктом работали сотни людей в течении 10 лет.

Последний штрих в этой картине корпоративного идиотизма: один из "тестеров" заранее сказал, что ему надоело работать, и он хочет, чтобы его уволили (ведь уволенным давали выходное пособие - двухмесячная зарплата, плюс отпускные, плюс оплаченная неделя за год стажа). Но его оставили, и ему пришлось уволиться самому, через три дня, просто так.


В день Хеллоуина произошло ещё одно занятное происшествие. Вернувшись с обеда, я обнаружил в мусорном ведре две пачки моих визитных карточек (они лежали у меня в столе, одна от Accent'a, a другая от Loosend'a ). Ну надо же, думаю - кто-то пошутил. Потом я захотел выпить кофейку, и выяснилось, что нет ни одной моей чашки, а я точно помнил, что утром было две. А потом выяснилось, что пропал и мобильный телефон, который я оставлял на столе, когда уходил обедать. Тут я уже не стерпел и пошел выяснять, в чём дело.

Выяснилось, что нашу секретаршу обязали почистить офисы уволенных, и она решила, что моя комната - это один из офисов, которые надо почистить. В принципе, я все книги вывез в предвкушении увольнения и ещё не привёз их обратно, после того как меня не уволили, - так что офис, наверное, выглядел брошеным. Но телефон-то мой был полностью заряжен, а уже прошло две недели со дня увольнения!

Короче говоря, она весь хлам (включая мой телефон) выложила в комнате отдыха в другом здании (в котором осталась основная масса неуволенных), и к тому моменту телефон мой уже кто-то взял! Было уже почти шесть вечера - я позвонил по своему номеру - какой-то ребенок (по голосу - лет двух), по-видимому, нажал на кнопку, я слышу его агукание, голоса взрослых вдалеке, к телефону никто не подходит. Я тут же отправил на общий адрес email с объяснением, как и что и просьбой вернуть телефон.

На следующий день (в пятницу) телефона нет. В понедельник я уже решил выбивать из Loosend'a (хоть он и так в неважном финансовом состоянии!) новый телефон, но секретарша вдруг прибежала, счастливая, - кто-то прислал ей мой телефон внутренней почтой. Как сказал классик - смешно, да не да смеху!



...И вот прошло почти полгода. Я всё еще работаю. Мы сумели продержаться уже два квартала, заседание продолжается, но ситуация далеко не стабилизировалась.

Вообще же, количество уволенных людей поражает воображение. Даже пробки на дорогах в часы пик стали гораздо меньше. Многие мои знакомые не могут найти работу по полгода и больше. Регулярно поступают новости о прогоревших начинающих компаниях. Один мой друг (он из Ленинграда, но здесь уже больше 20 лет), уволенный больше года назад, переквалифицировался в mortgage broker-а и теперь окучивает русскую, и не только, общину ссудами на покупку недвижимости. Многие переквалифицировались в посредников по продаже недвижимости, медсестёр, а кто-то просто решил отдохнуть, продал свой дом, купил авто-дом на колёсах и теперь путешествует по Америке.

Я часто задумываюсь - нужна ли мне была эта авантюра с переездом в Штаты. Все мои друзья, которые остались в Оттаве, тоже вполне устроены, и жизнью своей вполне довольны. Но я ни о чём не жалею, и даже наоборот, очень рад, что мы решились на эти приключения - Калифорния располагает к наслаждению жизнью как, может быть, никакое другое место на земле - климат, возможности развлечений, зарабатывания денег и эта атмосфера "золотой лихорадки" в технологическом секторе - нам понравилось!

Но вот сделал бы я это опять сейчас - не знаю. Слишком уж изменилась картина за последние три года...

Друг Детства хозяев сайта
Апрель 2003


*"Sic transit gloria mundi" - в переводе с латыни, "так проходит слава мирская"...


На страничку "Истории"

Home